Баланс
0.00
Расход в день
0.00
Расход в месяц
0.00
Бонусные баллы
получить
Пополнить

Списания и начисления
Расходы по проектам

Юзабилити сайта (от англ. usability — возможность использования, полезность, способность быть использованным) — качественная мера, определяющая удобство пользования интерфейсом сайта. Синонимами определения юзабилити могут служить выражения: степень удобства использования, эргономичность.

Юзабилити определяется комбинацией факторов, оказывающих влияние на опыт пользователей. Таких как:

  • Простота обучения. Насколько быстро пользователи смогут освоиться с выполнением простых задач и действий, если видят интерфейс сайта впервые.
  • Эффективность использования. Определяется скоростью и удобством посетителей при использовании сайта и выполнении задач.
  • Запоминаемость. Определяется степенью, в которой пользователи смогут запомнить принципы интерфейса и навигации сайта, и не придется ли им по возвращении на ресурс, изучать его заново.
  • Серьезность и количество ошибок. То есть насколько часто пользователи совершают ошибки при работе с сайтом, уровень серьезности этих ошибок и возможность их исправления.
  • Субъективное восприятие. Насколько пользователям «нравится» пребывание и работа на сайте.

Важность юзабилити

Исследования специалистов — к примеру, компании User Interface Engineering Inc — говорят о том, что пользователи не могут найти нужную им информацию почти в 60% случаев поиска. Это приводит к снижению производительности труда, потере времени и к потере количества посетителей сайта. Согласно же данным исследования Forrester Research, «благодаря» неудачному юзабилити интернет-магазины теряют до 50% покупателей, из которых 40% больше никогда в них не возвращаются.

Изучение пользовательского поведения в сети интернет свидетельствует, что посетителями плохо воспринимаются медленные и перегруженные сложным дизайном сайты. Люди не хотят ждать полной загрузки, а также терять время на длительное изучение навигации по страницам.

Таких понятий, как «обучение пользования сайтом» или «инструкция пользования сайтом» не существует. Пользователи хотят понять функциональность сайта в течение первых секунд посещения, сразу же после беглого с ним ознакомления. Если же этого не происходит, они просто переходят на другой, более удобный ресурс. Юзабилити предназначено для качественной оценки и организации удобства пользователей, что, в конечном счете, сказывается на таких важных характеристиках, как посещаемость сайта и конверсия.

Разработка и тестирование юзабилити

Все этапы юзабилити объединены в два основных процесса, проводимых последовательно: разработку и тестирование.

Разработка юзабилити (Usability Engineering) включена в общий методологический подход к созданию пользовательского интерфейса сайта. Заключается в выработке практических решений для получения продукта, работающего и удобного для пользователя. Разработка юзабилити включает несколько этапов, последовательно применяющихся в процессе:

  • Сбор данных и требований.
  • Создание и тестирование прототипов.
  • Оценивание альтернативных вариантов навигации и дизайна.
  • Анализ проблем, с которыми сталкиваются пользователи.
  • Предложение решений и тестирование.
Тестирование юзабилити (Usability Testing) является завершающей частью процесса его разработки. Типичный тест предполагает выполнение пользователем некоторого числа задач с использованием прототипа, во время которого записывается все, что делает и говорит пользователь. Стандартный тест обычно проводится с одним или двумя пользователями, работающими вместе. Тестирование включает в себя сбор следующих данных:
  • Последовательность действий пользователей для достижения поставленных им задач.
  • Ошибки, совершаемые пользователями.
  • Трудности, с которыми они сталкиваются.
  • Скорость выполнения задач.
  • Субъективные ощущения пользователей от работы на сайте.
Цель тестирования — обнаружение и выявление любых проблем, которые могут возникнуть у пользователей, для последующего их решения.

Этапы юзабилити

Начало

На данном этапе в первую очередь определяется:

  • Цель, с которой разрабатывается сайт.
  • Целевая аудитория сайта.
  • Характеристики представителей целевой аудитории и цели, с которыми они посещают сайт.
Данные цели стандартны для большинства сайтов, но, в соответствии с конкретной тематикой и аудиторией ресурса, разработчики юзабилити вырабатывают и другие, дополнительные цели.

При определении целей необходимо помнить, что сайт должен быть максимально простым в обучении и эффективным в использовании, а также легким в запоминании для последующих посещений и удовлетворяющий качеству субъективного восприятия пользователя.

Сбор данных (только для уже действующего сайта)

На этом этапе производится сбор данных о потребностях пользователей и о том, насколько существующий дизайн этим потребностям удовлетворяет. Сбор данных может осуществляться несколькими способами, такими как:

  • Формы обратной связи с пользователями.
  • Логи сервера.
  • Тестирование юзабилити уже существующего сайта.

Разработка прототипа

Так как при тестировании взаимодействие с реальным объектом всегда проще, чем простое рассуждение о том, как будет работать то или иное решение, создается прототип сайта. При его создании используется минимальное количество контента и вообще не используется графика. На данном этапе важен анализ комментариев пользователей, тестирующих прототип, и определение его способности к выполнению требуемых задач. Прототипы создаются на бумаге, в HTML, или же с помощью специального софта, такого, к примеру, как MS Visio.

Сбор, написание и оптимизация контента

Одним из основных условий юзабилити является привлекательность контента для пользователей. Из всей информации выделяется и помещается на сайт лишь та, которая по-настоящему интересна, полезна и понятна посетителям. При размещении необходимо помнить о том, что чтение с экрана компьютера медленнее, чем с бумажного носителя. Большинство пользователей с самого начала зрительно сканируют размещенную на странице информацию, и читают лишь при условии, что она их заинтересовала при беглом осмотре.

Текстовый контент разбавляется заголовками и подзаголовками, структурируется при помощи абзацев, списков и таблиц, освобождается от лишних и необязательных слов.

Организация навигации по сайту

Основным критерием, определяющим качество навигации, является простота и удобство ее для пользователей. С этой целью навигация должна быть единообразной на всех страницах сайта, интуитивно доступной в понимании, и легко запоминающейся.

Тестирование

Тестирование юзабилити является интерактивным процессом. Его цель — выявить факторы, помогающие и мешающие пользователю, для того чтобы исключить последние. Обычно тестирование проводится несколько раз, пока окончательный вариант не будет оптимально удовлетворять требованиям юзабилити.

Окончательное решение

На основе проведенных этапов принимается окончательное решение о юзабилити сайта.

См. также

Мария Буга, Руководитель отдела «Персональный менеджер»

Персональный менеджер

Мы дадим рекомендации по настройке кампании или выполним работу за вас

Мария Буга, Руководитель отдела «Персональный менеджер»
Мобильное приложение SeoPult, доступно в AppStore и Google Play

Мобильное приложение

Вы сможете оперативно отслеживать динамику продвижения, корректировать настройки кампаний, пополнять баланс и получать важные уведомления cистемы.