Баланс
0.00
Расход в день
0.00
Расход в месяц
0.00
Бонусные баллы
получить
Пополнить

Списания и начисления
Расходы по проектам

ЧПУ (человекопонятный урл, от англ. friendly url) — уникальный адрес веб-страницы в глобальной сети, кратко отображающий ее содержание, понятный и удобный для восприятия пользователя.

Суть ЧПУ

Большинство систем управления сайтом при создании страниц присваивают им адреса, состоящие из хаотического, нелогичного (с точки зрения человека) набора букв и цифр, например:

http://site/catalogue.php?sect=9&kind=34&manuf=samsung

Естественно, такой код понятен только разработчикам программного обеспечения, в то время как для рядового пользователя эта совокупность символов не несет никакой смысловой нагрузки.

Концепция ЧПУ предусматривает создание кратких, лаконичных, доступных для понимания посетителей веб-адресов. К примеру, тот же адрес, но уже человекопонятный, будет выглядеть следующим образом:

http://site/catalogue/phones/touch/samsung/

Влияние ЧПУ на раскрутку сайта

ЧПУ являются одним из инструментов SEO-оптимизации и положительно влияют на ранжирование страниц в поисковой выдаче. Это обусловлено тем, что, как правило, ЧПУ содержат ключевые слова запроса, к чему положительно относятся поисковики. Например, введя в Google запрос «обучающий логотип для сайта», одним из первых результатов который вы увидите, будет ссылка на страницу с человекопонятным урлом-ключевиком.

Грамотно организованная структура веб-адресов с ЧПУ значительно помогает людям находить интересующие их страницы, и чаще всего именно на информацию с таких сайтов пользователи оставляют ссылки. В то время как длинные URL’ы с малосимпатичным содержанием отпугивают посетителей.

Стоит отметить, что делать ссылки человекопонятными следует в первые дни создания сайта. Последующее изменение внешнего вида ссылок чревато вылетом страниц из поиска на определенный период времени — ведь поисковым машинам нужно будет заново проиндексировать измененные ссылки, старые удалить, а новые записать.

Настройка ЧПУ

Большинство систем управления сайтами позволяют настраивать ЧПУ автоматически — после нескольких манипуляций в админке ЧПУ страниц начинают формироваться из заголовков размещенных на этих страницах статей.

Для русскоязычных сайтов есть один нюанс: заголовки, написанные на русском языке, и в ЧПУ будут на русском, к примеру:

http://site/самая-лучшая-статья.htm

В свою очередь, поисковые машины пока не очень дружелюбно относятся к кириллическим урлам. К тому же, если вам понадобится скопировать такую ссылку, а потом вставить ее в какой-либо документ, то при копировании из большинства браузеров получится вроде этого:

http://site/D2%34%670%J5%PP%0GCE%R0%F9%D2%34%670%J5%PP%0GCE%R0%F9%D2%34%670%J5%PP%0GCE%R0%F9%

Во избежание — следует провести транслитерацию русских букв в латинские. Делать это можно как вручную, самостоятельно набирая адреса страниц, так и используя нужные плагины. Например, для WordPress это RusToLat, для Joomla — yvTransliterate и т.д.

Плюсы и минусы ЧПУ

Преимущества ЧПУ:

  • пользователям легче разобраться в структуре сайта;
  • адреса страниц легко запоминаются;
  • при необходимости перейти на уровень выше посетителю сайта достаточно стереть ненужную часть ссылки;
  • при повторном посещении сайта пользователь может сразу попасть в интересующий его раздел, минуя ненужные страницы, просто глядя на URL'ы предыдущих запросов;
  • повышение позиций в поисковой выдаче.
Недостатки:
  • необходимость установки определенных плагинов или ручной транслитерации русских букв;
  • увеличение нагрузки на сервер.

См. также

Мария Буга, Руководитель отдела «Персональный менеджер»

Персональный менеджер

Мы дадим рекомендации по настройке кампании или выполним работу за вас

Мария Буга, Руководитель отдела «Персональный менеджер»
Мобильное приложение SeoPult, доступно в AppStore и Google Play

Мобильное приложение

Вы сможете оперативно отслеживать динамику продвижения, корректировать настройки кампаний, пополнять баланс и получать важные уведомления cистемы.