Баланс
0.00
Расход в день
0.00
Расход в месяц
0.00
Бонусные баллы
получить
Пополнить

Списания и начисления
Расходы по проектам

Релевантность (от лат. relevo — поднимать, облегчать) — определяемая поисковым алгоритмом степень полезности и смыслового соответствия результатов выдачи запросу пользователя. В упрощенно-техническом смысле под релевантностью понимается пропорция ключевых слов или фраз, содержащихся в тексте и делающих его соответствующим с точки зрения ПС тем или иным поисковым запросам. Однако подобное понимание релевантности (как исключительно формального критерия) не является достаточно точным и полным по той причине, что смысл и полезность текста не определяется одним лишь включением в него слов, используя которые, пользователи ищут нужную им информацию.

Релевантность страниц сайта является важнейшим компонентом поисковой оптимизации.

Смысл релевантности

Задача релевантности состоит в отделении полезных ресурсов, предоставляющих качественную информацию, от сайтов, в которых соблюдена лишь поисковая формальность — без добавления смысловой нагрузки либо уникальных данных по предмету запроса.

Поисковая выдача формируется главным образом на основе результатов определения релевантности. Львиная доля любого поискового алгоритма служит нахождению релевантных страниц и определению их приоритетности при формировании выдачи — ведь в конечном итоге от этого зависит точность поиска и удовлетворенность пользователя.

Алгоритм определения релевантности

Алгоритмы, в соответствии с которыми определяются релевантные страницы, будут иметь отличия у разных поисковиков. Но есть набор общих критериев для любой поисковой системы.

Внутренние критерии

Это важнейшие критерии релевантности, наиболее полное соответствие которым — есть фундамент, основа успешной оптимизации.

  • Частота (так называемая плотность) ключевых слов в тексте.
  • Месторасположение ключевиков.
  • Степень идентичности поискового запроса фрагменту текста на странице.
  • Присутствие соответствий в метатегах (title, description и keywords).
  • Наличие словоформ и синонимов ключевых слов.
  • Обновляемость страниц (даже если страница релевантна запросу, поисковики приветствуют регулярное обновление-пополнение контента, как и их пользователи — свежую актуальную информацию).
  • Количество страниц, общий объем информации.
  • Внутренняя перелинковка.

Внешние критерии

Как не может быть дома без стен и крыши, так немыслима и удачная оптимизация без внешних критериев, удовлетворяющих алгоритмам поисковой системы. При учете внешних критериев релевантности поисковик опирается в большей степени на авторитетность ресурса, что не всегда справедливо, но на данном этапе развития алгоритмов ПС вполне закономерно. Итак, важные внешние факторы.

  • Уровень цитируемости или ссылочная популярность (ВИЦ у Яндекса и PageRank у Google) — основной критерий.
  • Количество обращений к данной странице по запросу или запросам.
  • Трафик ресурса.
  • Возраст домена.

Релевантность и пертинентность

Иногда релевантность путают с пертинентностью — субъективной оценкой пользователем соответствия качества полученной информации произведенному запросу. Разница в том, что релевантность оперирует целым сочетанием критериев (в большинстве своем, абстрактных), включая саму пертинентность, а также умение пользователя делать правильный запрос по интересующей его теме. Например, при поиске фильма для просмотра, лучше ввести в строку поиска не «интересное кино», а «скачать фильм» или «смотреть популярные фильмы онлайн», иначе поисковик выдаст результаты, содержащие фразы «интересное кино у нас с вами получается» или «ходили вчера с друзьями на такое интересное кино» — в данном случае степень релевантности будет высокой, а степень пертинентности низкой, так как пользователь не получит того, что искал.

Классический пример нулевой пертинентности приводится в романе Д. Адамса «Автостопом по галактике». Когда некоему суперкомпьютеру был задан вопрос «о жизни, вселенной и вообще», то ответ, на обдумывание которого у компьютера ушли тысячи лет, оказался таков: «42». Есть все основания предполагать высокую степень релевантности ответа, но пертинентность его оказалась исчезающе малой.

Уровень релевантности и пертинентности результатов запроса постоянно растет во всех крупнейших поисковых системах — это связано с периодическим усложнением и улучшением их алгоритмов, однако он по-прежнему далек от идеала, ибо даже самые мощные поисковики не обладают всеми свойствами искусственного интеллекта.

См. также

Мария Буга, Руководитель отдела «Персональный менеджер»

Персональный менеджер

Мы дадим рекомендации по настройке кампании или выполним работу за вас

Мария Буга, Руководитель отдела «Персональный менеджер»
Мобильное приложение SeoPult, доступно в AppStore и Google Play

Мобильное приложение

Вы сможете оперативно отслеживать динамику продвижения, корректировать настройки кампаний, пополнять баланс и получать важные уведомления cистемы.